Балканский след Рахимова: трансферная ошибка или грамотный ход «Рубина»?
Объявив на минувшей неделе о подписании пяти новичков, «Рубин» завершил летнюю трансферную кампанию. Примечательно, что в дедлайн клуб подписал троих сербов. Теперь число представителей Балканов в Казани выросло вдвое и ими можно закрыть половину состава на поле. В чем плюсы и чем чревата ставка на Балканский полуостров – в материале «ТИ-Спорт».
Скопировать ссылку
news_top_970_100
Казанский «Рубин» наряду с «Ахматом» – самый «балканский» в чемпионате России
После изоляции российского футбола от еврокубков трансферные потоки клубов Премьер-лиги резко изменились. Про игроков из Западной Европы теперь никто не думает, стало сложно удержать даже тех, кто находится на контрактах. Так что ранее привычные французы или испанцы для РПЛ – уже экзотика. И по вполне понятным причинам отечественные клубы переключились на два главных рынка: Балканы и Южную Америку.
«Рубин» в этом плане исключением не стал. С поправкой, что латиноамериканский рынок в Казани отсеяли почти сразу после ухода спортивного директора Эдуарда Сафонова. Так что на протяжении всего лета клуб окружали исключительно слухи о возможных трансферах выходцев с Балканского полуострова. От Чаврича до Янковича – потенциальных фамилий с окончанием «ич» можно вспомнить больше десятка. И ожидания совпали с реальностью.
В последний день трансферного окна «Рубин» пополнили Урош Дрезгич, Лазар Ранджелович и Никола Чумич. Чуть ранее в Казань переехали Игор Вуячич и Мирлинд Даку. Не забываем и о Дарко Йевтиче.
В данный момент в Премьер-лиге выступает 36 представителей стран бывшей Югославии. То есть в среднем по 2-2,5 футболиста на каждую команду. «Рубин» этот график превышает значительно. Наряду с «Ахматом» казанский клуб – самый балканский в чемпионате России.
Рахимов и Балканы – в чем подвох?
Примечательно, что клуб из столицы Чечни поддерживает данный тренд уже почти 10 сезонов. И задал его в свое время не кто иной как Рашид Рахимов.
Тогда за «Терек» таджикского специалиста выступали косовар Бернард Бериша, а также албанцы Беким Балай и Одисе Роши. Играл за ту команду и громадный сербский форвард Марко Щепович. Не удивительно, что лидерами той команды из Грозного были именно балканцы, на которых Рахимов делал большую ставку.
До Грозного Рашид Маматкулович руководил «Амкаром». И там экс-югославцев было еще больше. За три сезона работы в Перми наставник успел познакомиться минимум с 4 сербами, 2 черногорцами, 2 хорватами, словенцем, боснийцем и македонцем. А напоминать о знаменитых болгарских футболистах, в честь которых придумали фразу: «Без болгара, нет «Амкара», даже не приходится.
Похожая ситуация была у Рахимова и в «Уфе» с «Локомотивом». Вряд ли все происходящее – банальное совпадение. В футбольной среде многие знают о хорошей «связи» специалиста с балканским рынком. И нет сомнений, что наличие целой пачки своих футболистов в команде – исключительное желание главного тренера и заинтересованных в этом людей.
Впрочем, в нынешнее время подобного рода перфомансы от наставников уже не удивляют. Еще пару лет назад, когда «Рубином» руководил Леонид Слуцкий, появлялись слухи, что в Казань попадали лишь конкретные легионеры через конкретного агента. Но вряд ли это сильно волнует болельщиков. Намного важнее, чтобы эти самые иностранцы показывали результат на футбольном поле. Но и с этим есть проблемы.
Балканы нестабильны. «Рубин» Слуцкого это доказал
Бывшие страны Югославии не просто так являются одними из главных поставщиков легионеров в Россию. Причин сразу несколько – от схожести языка до менталитета. Сами страны являются довольно футбольными, но в отличие от других европейцев, балканцы не имеют высоких запросов по зарплате или уровню жизни. В России им вполне комфортно, и исторически они приживаются в Премьер-лиге довольно быстро.
Однако, несмотря на их огромное количество, сходу назвать топовых балканских футболистов, переехавших из России в топ-5 Европы, довольно трудно. Из последних примеров можно назвать Николу Влашича, из более ранних – Милоша Красича, Ивицу Олича и Неманью Видича. Но даже это на фоне ежегодного круговорота крайне мало.
Вопреки распространенному мифу о выгодных балканцах, они являются крайне нестабильными. В «Рубине» Слуцкого их, кстати, тоже было немало. Но ни Деспотович, ни Уремович, ни Бегич, ни Йевтич, ни даже 6-миллионный Хакшабанович показать чего-то внятного на дистанции в несколько сезонов не смогли. Хотя регулярно получали на порядок больше игрового времени, нежели россияне.
Делая ставку на один рынок, «Рубин» рискует
Нет сомнений и в том, что будут выходить в основе и новоиспеченные легионеры «Рубина». Все-таки за новичков, по меркам клуба, уплачены немалые деньги. Да и иные обязательства по их выходу на поле наверняка имеются.
Собрав весомую «банду» из одного региона и сделав крен на определенный рынок, в клубе сильно рискуют. В Казани однажды уже пытались создать что-то подобное. Однако, испанский «Рубин» Хави Грасии канул в лету. Также, как и португальское «Динамо». Показать результат с легионерами из одной страны получилось разве что у Сергея Семака, сумевшего найти подход как к аргентинцам, так и к бразильцам.
А что по Рахимову и его «любви» к Балканам? За период всей его тренерской карьеры выделить в положительном ключе можно разве что Беришу из «Ахмата», с которым он точно нашел общий язык. Другие игроки, как тот же Балай, как правило, выдавали только один яркий сезон. И то за редким исключением. Соответствует ли это распространенному мнению, что Рахимов хорошо работает с экс-югославцами? Есть сомнения.
Следите за самым важным и интересным в мире спорта Telegram-канале ТИ-Спорт, а также читайте нас в Дзен