©2021 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Редактор "ТИ-Спорт"
Халилуллов Артур Рафаэлевич
От ностальгической Nike до невзрачной Jako: в чем «Рубин» играл в Премьер-лиге
Вот уже семь матчей подряд в РПЛ «Рубин» проводит свои игры в зеленом варианте формы. По официальной версии – из-за ЧП на базе клуба. Впрочем, нынешний комплект от Jako и без того вызывал вопросы. Известный спортивный дизайнер Михаил Антипин из Quberten для «ТИ-Спорт» разобрал все формы, в которых выступал «Рубин» в новое время.
Nike: 2006, 2007
Первыми сезонами после отказа от красной формы в пользу бордовых цветов стали предчемпионские 2006 и 2007 годы. Попадание в еврокубки стали естественной задачей «Рубина», которая почти всегда выполнялась. В 2006 году команда Курбана Бердыева впервые предстала в Кубке УЕФА (предшественнике Лиги Европы) в «рубиновых» цветах, и даже едва не отобралась в групповой этап турнира, споткнувшись лишь на итальянской «Парме» – незабитый пенальти Алехандро Домингеса в ответной игре предрешил исход. Тем не менее, обновленный имидж придал солидности казанскому клубу в Европе.
По итогам того сезона 2006 казанцы финишировали пятыми в Премьер-лиге и вновь обеспечили себе выход в еврокубки. Правда лишь в Кубок Интертото, где в очередной раз споткнулись на венском «Рапиде» во втором раунде турнира.
Михаил Антипин, руководитель известного агентства Quberten, разработавшего фирменные стили таким командам, как московский «Спартак», «Шинник», «Тамбов», а также многим клубам КХЛ и других видов спорта, оценивая форму предчемпионских сезонов, выделяет лишь один минус – сливающийся логотип на футболках.
«Довольно свободный крой, в духе времени. Отложной воротник, допустим, и не портит картину. На форме минимальное количество спонсоров и шумных элементов. Единственное досадное недоразумение – логотип в таком виде. Нужно было использовать лого с белой подложкой или сделать его монохромно-белым», – оценивает Антипин комплекты 2006 и 2007 годов.
Nike: 2008, 2009 / Лига чемпионов 2009
В год своего пятидесятилетнего юбилея казанский клуб получил обновленные комплекты формы от Nike. Вместо воротников рубашечного типа теперь появилась белая резинка, а на рукавах – такие же кольцеобразные белые вставки. Сама форма стала тоньше и легче. Но это не все изменения – вокруг логотипа «Рубина» появился золотистый венок в честь юбилея, который выгодно подчеркивал эмблему и облагораживал образ футболистов.
Ко второму чемпионскому, 2009 году фартовая форма сохранилась. После чемпионства в клубе решили ничего не менять. Разве что юбилейный венок из колосьев исчез с периметра логотипа.
При этом для матчей в рамках первой в своей истории Лиги чемпионов «Рубин» заказал отдельный, новый дизайн формы, в которых с воротников и краев рукавов исчезли белые вставки. Теперь форма стала похожа на ту, в которой клуб играл в 2007 году, но без отложного воротника.
«Все также: солидный минимализм с неконтрастным логотипом клуба», – продолжает Антипин. – Венок, правда, ситуацию не спасает. Логотип также неконтрастен, все те же проблемы».
Umbro: 2010 – 2012
После того, как американская фирма Nike выкупила и поглотила английскую Umbro, «Рубин» в духе времени тоже «пересел» на англичан. Новые комплекты от британской фирмы серьезно видоизменились. Появились белые вставки на плечах и шортах, а ткань в районе грудной клетки стала «дышащей» с множеством «проколов». Рукава же остались из плотного материала.
На второй сезон контракта с Umbro британцы решили вернуть «Рубину» привычный, более сдержанный дизайн без кричащих элементов, и сделали форму похожей на «найковскую», что была в ЛЧ. Разве что появились небольшие коррективы в плане белых половинчатых вставок на шортах и в нижних частях футболок по бокам. Ткань больше не отдавала глянцем, а стала ситцевой, от чего быстро промокала от пота игроков при жаркой погоде.
«Вопросы к логотипу сохранились, но шумящих элементов на форме по-прежнему мало, что визуально делает форму чище. Декоративные белые свуши на майке были популярны в то время, и транслировали некий технологичный посыл», – комментирует для «ТИ-Спорт» Михаил Антипин.
Puma: 2013 – 2015
С приходом в клуб нового руководства, пришедшего на смену не задержавшегося в клубе Дмитрия Самаренкина, пошли и изменения во внешнем виде и политике клуба. Логотип, принятый при Самаренкине было решено отправить в утиль. Очень уж он был похож на эмблемы лондонского «Арсенала» и федераций футбола Ирландии и Израиля.
С приходом во главу «Рубина» Валерия Сорокина в клубе задумали полный редизайн. Экс-глава маркетингового отдела Мария Климова подтянула для этих задач дизайнерскую фирму из Италии Interbrand, с которой та работала еще в донецком «Шахтере».
Обновленную эмблему в народе тут же нарекли «петухом», она категорически не была принята болельщиками клуба. Одновременно с этим «Рубин» перешел от Umbro к немцам из фирмы Puma. И добрым словом те комплекты экипировки тоже вспомнить не получается.
Михаил Антипин полностью подтверждает, что времена перехода на «Пуму» были не самыми удачными в истории «Рубина».
«Эпоха итальянского дизайна – одно из самых темных пятен в визуальной истории клуба. Тот логотип, как штамп безвкусия пометил все джерси. Зеленая форма с ромбами должна была передать блеск граненых фацетов драгоценного камня, но на деле выглядела, скорее, наивно и несолидно.
Другие комплекты портила странная конструкция ворота. Горловина традиционной формы выглядела бы намного лучше. Хороший вариант того времени – бордовая форма со стояче-отложным воротником», – подчеркивает известный дизайнер.
Jako: 2016
После периода неудач, внутренних дрязг в клубе, увольнения Бердыева и постепенного опускания команды в пучину безвременья настало время новой перезагрузки.
Новое руководство во главе с Ильсуром Метшиным также решило отказаться от реформ предшественников и полностью перезагрузило визуальный образ клуба. Мэр Казани нанял команду из маркетингого агентства Sellout Sport System.
Нельзя назвать многие их решения однозначно удачными. Подписание контракта с малоизвестной (особенно в те времена) экипировочной фирмой Jako и очередное обновление эмблемы воспринимались в обществе неоднозначно.
А комплект третьей белой формы с перекрестными красно-зелеными полосками в агентстве и вовсе нарисовали (в прямом смысле слова) сами. Если полосатая и рубиновая комплекты смотрелись интересно, то вот третья явно отдавала любительским подходом.
«Продолжается облагораживание рубина. Новая попытка сделать что-то яркое и нестандартное получилась лучше предыдущей. Все комплекты вышли довольно неплохими, а в чем-то даже смелыми», – делится своими наблюдениями руководитель агентства Queberten.
New Balance: 2017
Пожалуй, лучшим после «найковских» времен стало решение выбрать в качестве технического спонсора американскую фирму New Balance, которая тогда робко только заходила на футбольный рынок. Например, в те годы на «бэлансах» были уже английский «Ливерпуль», испанская «Севилья» и шотладский «Селтик».
В компании учли пожелания казанского клуба, и при составлении дизайне решили сделать отсылку к временам первых сезонов «Рубина» в бордовых цветах. Поэтому футболки так похожи на варианты из 2006. Только технологичнее, современнее и с золотыми элементами.
Михаил Антипин, впрочем, не так однозначен в оценке. Он считает, что логотипы спонсоров уже стали давить на дизайн формы.
«На форме постепенно увеличивается количество спонсоров. Но пока еще не достигло критичной отметки, и все они относительно органично вписаны в дизайн формы. Неплохие комплекты модного бренда», – говорит Михаил.
Jako: 2019-2022
Впрочем, роман с New Balance продлился недолго. Оказалось, что казанский клуб каким-то образом умудрился перейти к американцам, не доработав контракт с немецкой Jako. Так что от красивой и модной экипировки вновь пришлось возвращаться к довольно стандартной однообразной форме немцев с кружками на рукавах, которая с незначительными изменениями оставалась на команде вплоть до сезона 2022/2023.
Поэтому разбирать каждый сезон по отдельности не видим смысла – немцы буквально копировали один и тот же комплект формы, добавляя небольшие изменения.
«Форму портит непродуманное распределение рекламных поверхностей и работа с элементами. Соседство элементов на вороте выглядит спорным решением», – комментирует эксперт для «ТИ-Спорт».
Jako – текущая
Какие-то более-менее значительные изменения Jako внесли лишь на сезон возвращения «Рубина» в Премьер-лигу. Стандартные пятна были убраны, а цвет бордового стал на пару тонов бледнее.
Впрочем, в бордовой форме казанцы не играют в Премьер-лиге уже полтора месяца. Последний раз игроки «Рубина» играли в ней аж 8 октября против «Ахмата» в Грозном. С тех пор казанцы выходят на поле исключительно в зеленом комплекте, который подозрительно напоминает вратарский комплект формы.
По официальной версии, два других комплекта пострадали при затоплении помещений, где хранилась экипировка.
«Снова не лучшая работа с размещением спонсоров негативно влияет на восприятие формы в целом. На фронтальной части майки два логотипа одинаковых по массе. Они конфликтуют между собой. Не понятно кто из них титульный. Красный логотип Фонбета паразитирует на имидже клуба, несмотря на то, что все остальные логотипы деликатно нанесены монохромом. В современном мире бренды должны быть более гибкими», – подвел итог Михаил Антипин.
Следите за самым важным и интересным в мире спорта Telegram-канале ТИ-Спорт, а также читайте нас в Дзен