©2021 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Редактор "ТИ-Спорт"
Халилуллов Артур Рафаэлевич
Гениальный тренер или системный допинг: почему в США никогда не поймут успехи Тутберидзе
Успехи российского фигурного катания не дают покоя западным странам. Очередная волна критики в Америке связала все победы тренера Этери Тутберидзе с тотальным допингом. В чем «эксперты» Эшли Вагнер и Адам Риппон не правы и почему никогда не поймут правила успеха российской «фигурки» - читайте в материале «ТИ-Спорт».
«Является ли Тутберидзе чудо-тренером и рецептом успеха?»
Даже после пропуска российскими фигуристками двух подряд чемпионатов мира американских экспертов не отпускает тема тотального превосходства России над остальными соперницами. На этот раз с «экспертными» мнениями выступили Эшли Вагнер и Адам Риппон, ни разу не выигрывавшие взрослые международные турниры в качестве одиночников. В своем подкасте «The runthrough» они связали успехи российского женского катания с тотальным применением допинга. Досталось абсолютно всем, даже Алине Загитовой и Аделине Сотниковой, которые давно не выступают в профессионалах.
«Мы ни в коем случае не предполагаем, что каждый российский фигурист употребляет запрещенные вещества. Все намного сложнее, это целая допинговая система. До Олимпиады в Сочи российские фигуристки не претендовали на высокие позиции. И вдруг мы подходим к 2014 году. Россиянки действительно начинают набирать обороты и становиться все лучше, и лучше, и лучше», — начала Эшли.
«Самое безумное из всего этого то, что за тремя доминирующими спортсменками всегда есть кто-то, кто готов выйти следующим. После Трусовой, Щербаковой и Косторной появилась Валиева», — поддержал коллегу Риппон.
«Что они делают по-другому, что создает этих астрономически отличающихся фигуристов от тех, кого мы видели в прошлом? Теперь центр внимания переключен на Этери Тутберидзе. Является ли она чудо-тренером и рецептом успеха? Делает ли она что-то кардинально отличающееся от всех остальных?», - вопрошает Вагнер об успехах российских фигуристок.
Вся эта демагогия завершилась монологом Риппона, у которого вдруг обнаружился талант величайшего знатока фармакологии. По его утверждению, запрещенное вещество триметазидин увеличивает работоспособность спортсмена, а также улучшает кровообращение и позволяет дышать намного легче. Адам уверен, что благодаря этому Валиевой удалось сократить время разучивания сложных прыжков. Так, если обычному спортсмену надо 50 дней для поставки двойного акселя, то с триметазидином это можно сделать за 25 дней.
По ходу подкаста под сомнения были поставлены также успехи Загитовой. Фигуристы, которые за свою карьеру не выиграли ни одного значимого турнира, убеждены, что подготовить такие сложные программы, как у Алины, практически невозможно.
Дочь полковника армии США и первый фигурист-гей против России
Прежде всего, в этих рассуждениях важны биографии так называемых экспертов, подвергающих сомнению успехи российского фигурного катания. Эшли Вагнер долгое время считалась, чуть ли не лучшей фигуристкой Америки, ее старательно двигали на роль королевы этого вида спорта в мировом масштабе. Однако добиться чего-то значимого американке так и не удалось. Свой единственный шанс завоевать золотую награду чемпионатов мира она упустила в 2016 году. Это был тот самый период, когда Этери Тутберидзе начинала триумфальное шествие по турнирам. Именно ее воспитанница Евгения Медведева отняла у Вагнер последнюю возможность выиграть турнир среди одиночниц.
У Адама Риппона история не менее любопытная. Свои первые шаги в фигурном катании американец делал под руководством российских тренеров. Вначале он жил и тренировался с Еленой Сергеевой, а затем перешел к работе с Николаем Морозовым. Дальше он сменил еще пару тренеров и начал сотрудничество с Рафаэлем Арутюняном. Его карьера сложилась так, что все его победы пришлись на юниорский уровень, когда им занимались специалисты из России. Отказываясь от всего русского, он потратил кучу времени и сил на поиски оптимального тренера, остановившись в итоге на выходце из СССР, но так ничего и не выиграл среди взрослых.
Вагнер и Риппон не первый год выступают с резкой критикой в адрес наших фигуристок. И совсем неудивительно, что апогей критических высказываний пришелся на период сложной ситуации на территории Украины и бана сборной России. Что еще можно было ожидать от девушки, чей отец является отставным полковником армии США, и от первого в истории фигуриста, совершившего каминг-аут?
У Запада нет идей, как остановить развитие женской «фигурки» в России
Высказывания Вагнер и Риппона были бы уместны в отношении любого другого вида спорта, но только не к российскому фигурному катанию. Методы Этери Тутберидзе давно разобраны до мельчайших подробностей. К ее группе не раз ездили иностранные журналисты, приезжали стажироваться зарубежные тренеры. «Хрустальный» и «Самбо-70» всегда оставались открытыми (когда это было возможно) и честно отвечали на все выпады в их адрес железобетонными аргументами.
Тутберидзе со своими воспитанницами начала свое восхождение в 2014 году, когда Юлия Липницкая выиграла Олимпиаду в командных соревнованиях. С тех пор Этери Георгиевна успела вывести целую когорту чемпионок. За эти десять лет ее подопечные выиграли практически все крупные турниры, уступив лишь два постолимпийских чемпионата мира. Именно Тутберидзе определяла основные тренды в развитии фигурного катания, приблизив женскую одиночку к уровню мужского.
За это время из группы «Хрустального» вышли Медведева, Загитова, Анна Щербакова, Алена Косторная, Александра Трусова и Камила Валиева. Этот список можно продолжать до бесконечности. Этери Георгиевна превратила свою работу в конвейер, что позволяет находить на место выбывших фигуристок новую крутую юниорку. И ни у кого не случалось проблем с допингом. Ровно до той странной истории с Валиевой.
Основной инструмент Тутберидзе – это усердные тренировки. Выносливость, о чем говорит Риппон, достигается в ее группе жесткой дисциплиной и требовательностью. В свое время из-за отсутствия желания усердно работать была выгнана Алина Загитова, но потом вернулась и стала олимпийской чемпионкой. После этого и рождаются такие невероятные программы, как в Пхенчхане, где все основные прыжки были заявлены в конец проката.
По сути, тренер стала заложницей своих же принципов. Из-за ее жестких методов от нее начали уходить лидеры, такие как Косторная и Трусова, а оставшиеся завершали карьеры как можно скорее. Такие изматывающие тренировки стали объектом ненависти журналистов и всяких экспертов, которым не нравилась гегемония Тутберидзе. В этом плане, санкции пришлись очень кстати для отставшего от России западного фигурного катания. Других идей, как остановить гениального российского тренера у них не нашлось.
В США никогда не поймут методов Тутберидзе
Понять причины такого резкого взлета подопечных Тутберидзе в США никогда не смогут. В Америке совершенно иное отношение к воспитанию чемпионов, у них чересчур много свободы (по сравнению с ученицами Тутберидзе). Там вряд ли увидишь спортсменов, которые согласятся на сложные изматывающие тренировки. Они скорее выпишут терапевтическое исключение и будут легально применять запрещенные вещества, нежели станут тренироваться до потери сознания. Исключения, безусловно, бывают, но очень показательно, что именно в США цепляются к теме допинга в России особенно яростно. На воре, как говорится, и шапка горит.
Главное революционное решение, которое приняла Тутберидзе – это налаживание системы. Ее методы работы ничем не отличаются от принципов другого признанного тренерского гения Ирины Винер. Жесткие правила позволили ей занять нишу в художественной гимнастике, а Тутберидзе всего лишь перенесла это в фигурное катание. На Западе подобное не работает, поэтому понимания с их стороны, никогда не найдем.
Фото на анонсе: fsrussia.ru
Следите за самым важным и интересным в мире спорта Telegram-канале ТИ-Спорт, а также читайте нас в Дзен