©2021 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Редактор "ТИ-Спорт"
Халилуллов Артур Рафаэлевич
«Журналисты и тренеры делают одну работу». Вячеслав Быков – о важности масс-медиа в хоккее
Рассуждая в беседе с «ТИ-Спорт» о последних событиях в КХЛ, один из самых титулованных тренеров отечественного хоккея Вячеслав Быков невольно свернул на тему уважения и поддержки масс-медиа, как посредников с болельщиками. Об особенностях Леонида Тамбиева, общем деле СМИ и хоккеистов и культуре поведения – в материале «ТИ-Спорт».
«Зачем жить, если не видеть детей и внуков?»
Дискуссия о том, насколько качественна сегодня спортивная журналистика в России длится уже не первый год. Одни тренеры на пресс-конференциях закатывают глаза и не скрывают своего презрения к представителям масс-медиа, другие с удовольствием едят на пресс-конференциях малину и рассказывают о каждом эпизоде. Вячеслав Быков – фигура в отечественном хоккее монументальная и вместе с тем уникальная. Он вобрал в себя лучшие традиции советского хоккея, но вместе с тем много лет поиграл в Европе и почерпнул оттуда взгляды на то, как должны выстраиваться отношения с прессой.
Разговор о взаимоотношениях представителей масс-медиа и представителей хоккейного мира, как это часто бывает, зашел издалека. Вопрос, который Вячеславу Аркадьевичу задают вот уже восемь лет: «Когда вы вернетесь к тренерской деятельности?», прозвучал и в беседе корреспондента «ТИ-Спорт». Быков еще до завершения вопроса в философской манере объяснил, что семья для него сейчас в приоритете.
«Пока не могу. Вы знаете, уже говорил, я всю жизнь связан с хоккеем, рад этому, большое счастье, мне повезло играть, потом тренировать и приводить клубы к победам. Создавать интересные моменты и в своей жизни, и в жизни спортивного нашего общества. Но за все это время у меня дети росли без отца – когда я играл, потом тренировал.
А если я сейчас упущу тот этап, что уже внуки, которым 8 и 2 года, то в чем ценность тогда человеческой жизни? Этим вопросом я задавался и задаюсь всегда. Конечно, со стороны эгоиста я бы сейчас бросил все и в какой-нибудь клуб, и работать. Это прекрасное время, это удовольствие от общения, удовольствие от развития, удовольствие от осознания того, что ты вместе с ребятами стараешься добиваться результата. А семья? Кому что важнее. Я выбрал, что семья сейчас мне дороже.
Но чувство ностальгии, вижу, присутствует?
Оно есть. Чувство ностальгии – оно присуще любому человеку. И они могут лукавить, говоря, что это не так. Ностальгия от той атмосферы, когда ты в раздевалке вместе перед матчем. Или после матча выигранного. Или даже проигранного, когда есть недосказанность. Когда ты прошел и почувствовал эти эмоции, ты как гурман хочешь все больше и больше наслаждаться этой прекрасной кухней, – подчеркнул Быков.
«Журналисты – посредники между нами, и теми, кто приходит на хоккей, получать эмоции»
Разговор о старте сезона в КХЛ плавно перешел на тему того, что редко когда большие тренеры уделяют представителям СМИ много своего времени и разъясняют все до мелочей.
Если вспомнить всех специалистов, понимающих роль журналистов в популяризации их конкретной команды, то таких сегодня единицы. Но можно отметить тенденцию – как правило, это те наставники, однажды поигравшие за рубежом. Там культура общения со СМИ сильно отличается от отечественной. Поскольку в странах развитого капитализма спортсменам с детства объясняют, что развитие их карьеры полностью зависит от того, насколько ты «раскручен» в медиа. Это Игорь Ларионов и Сергей Федоров.
«По идее, что вы журналисты, что я, делаем очень важную миссию, – продолжает Вячеслав Быков. – Это донести до болельщика те ощущения и эмоции, за которыми они тоже идут. Они платят деньги, для того, чтобы получить эту эмоциональную составляющую, которая им нужна по жизни. Тот хоккей, который они любят и переживают за ребят… Тот же Иван Федотов, на которого они идут и переживают за него.
Я с уважением отношусь к вашей профессии, потому что это одна из составляющих того проекта, который называется «хоккей». Вы являетесь посредником между теми, кто действует на льду, и теми, кто приходит порадоваться от этого зрелища. Профессия журналиста тоже важна, и я с уважением к ней отношусь. Поэтому всегда уделяю внимание и стараюсь быть откровенным во всех разговорах.
Ведь профессия журналиста важна, чтобы болельщик заинтересовался. Чтобы он пришел на хоккей и увидел, что что-то интересное происходит благодаря и вам тоже. И тому, как вы расписываете игру того или иного игрока. Это социальная задача, привлечение в спорт детей, юношей. Чтобы они старались быть похожими на Радулова, на Жафярова, Свечникова, Федотова и других игроков. Они идут туда, и они хотят быть такими же, как они – ловить шайбы, забивать голы и заставляют родителей: «Купите мне коньки и клюшку, я хочу играть в хоккей!». Это ваша роль тоже. Поэтому вас недооценивать нельзя.
Очень редкая позиция среди российских специалистов.
Это очень жаль. Я считаю, специалисты должны профессионально подходить к этой стороне работы тоже. Не только на льду, но и в работе с масс-медиа.
Наверняка, такое мышление обычно присуствует у тех, кто поиграл за границей, а там это прививается на уровне философии.
С одной стороны да, это действительно есть. Но я больше сторонник, что это идет от внутреннего состояния человека, и от воспитания, которое он получает. Потому что он должен понимать и уважать сам процесс и тех, кто в этом процессе задействован.
Потому что люди, болельщики, они приходят, получают эмоции и поэтому платят за билет. Это деньги, которые являются одной из составляющих бюджета клуба. И, соответственно, заработная плата тех ребят и тренеров, которые работают. Нужно уважать это, с пониманием относиться и профессионально выполнять работу. Я так считаю.
«Тамбиева понять можно – нужно, чтобы обе стороны подходили к работе профессионально»
Не могли пройти мимо и одиозной фигуры в тренерском цехе, наставника «Адмирала» Леонида Тамбиева, чьи пресс-конференции – отдельный вид искусства. Хамоватые, порой агрессивные, но всегда интересные. О том, что представители медиа тоже должны готовиться к коммуникациям со специалистами говорилось много. На это обратил внимание и Вячеслав Быков. Нам же кажется, что случай с Тамбиевым нужно выносить за рамки этой простой истины. Латвийский наставник резко реагирует на любые вопросы, и порой в самый неожиданный момент.
Можно взять пример Тамбиева. Он ведет себя на пресс-конференциях довольно вызывающе, хотя это вызывает интерес к лиге.
Как именно он ведет себя?
Закатывает глаза, всем видом показывает, что вопросы задают глупые.
Вот видите, это показатель того, что с обеих сторон должен быть профессиональный подход. Я понимаю его, потому что я когда работал, журналисты приходили и [задавали] одни и те же вопросы. Одни и те же. И очень простые, на которые просто говоришь «да» или «нет». Когда меня спрашивают, «а почему так, вы можете раскрыть?». Я отвечаю, вы задайте так вопрос, чтобы было интересно – вопрос должен быть интересен и для отвечающего тоже. Тогда будет диалог, тогда будет хорошая беседа, и тогда человека раскроют.
Я могу, с одной стороны, его где-то понять. Но, конечно, нужно быть воспитанным человеком. Я не видел интервью Леонида Тамбиева, не могу вставать на чью-то сторону. Но вот мы с вами интересно побеседовали – вы высказываете свое мнение, я высказываю свое мнение по опыту. Вы задаете интересные вопросы, которые нам интересно раскрыть. А когда тривиальные вопросы «почему он не бросил?». Диалог то идет, когда обе стороны проявляют интерес, а не просто для галочки вот эти анкетные вопросы у журналистов.
Все-таки пресс-конференции не располагают к тому, чтобы откровенные вопросы задавать, существует ограниченный регламент.
Здесь уже в таком случае нужно обращаться в лигу. Но там действительно регламент, потому что тренеру нужно проводить собрания. Но ведь можно взять с ним персональную встречу через пресс-службу и в эксклюзивной беседе поговорить. Приходить на тренировки, и там разговаривать.
Опять же, это не ваша прихоть, это ваша профессия. Вам нужно добиться от того, или иного представителя той информации, которую хотели бы читать и потом вас искали – где вы там что написали. Это работа. Надо работать с клубом, с пресс-атташе, выстраивать взаимоотношения. У меня были всегда прекрасные отношения и с пресс-службой и с журналистами. Всегда относился с уважением. Потому что считаю, и буду считать, что мы делаем общее дело, – подытожил Быков.
Фото на анонсе материала: ska.ru
Следите за самым важным и интересным в мире спорта Telegram-канале ТИ-Спорт, а также читайте нас в Дзен